image

Проповедь епископа Златоустовского и Саткинского Петра в Неделю 6-ю по Пятидесятнице в Троицком храме г. Златоуст 4 августа 2024 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, друзья!

     В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь исцелял расслабленного. Свидетелей чуда было множество, и каждый по-своему смотрел на происходящее. С одной стороны, книжники и учителя израильского народа негодовали: по их мнению, Христос богохульствовал, говоря, что расслабленному прощаются грехи (Мф. 9: 2). С другой стороны, друзья, принесшие больного ко Христу, всеми силами старались помочь и надеялись на добрую волю Спасителя. С третьей стороны оказывались обычные прохожие, которые, наблюдая за совершающимся чудом, удивлялись, начинали прозревать истину и прославляли Бога (Мф. 9: 8). И наконец сам несчастный жил в этот момент надеждой, верой и раскаянием, за что Христос ласково назвал его «чадом»: «…дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои… встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9: 2, 6).

    Но был и еще один Участник Евангельского события, у Которого тоже было Свое мнение о происходящем, -- Сам Господь. Он видел, как по-разному люди переживали исцеление больного и как неоднозначно думали о Нем Самом, обвиняя в богохульстве и нарушении Закона, однако не прекращал начатое, говоря: «…для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9: 4). Труднее всего Христу было встречать ожесточение человеческих сердец и нежелание сострадать ближним в их несчастии. Преодолевая человеческое недовольство, Господь являл Свою Божественную силу и спасал души людей, исцеляя их тела. Христос обращал внимание на важность очищения души от ошибок прошлого – раскаянии во грехах, -- и когда оно совершалось, возвращал человеку физическое здоровье. И здесь нам очень важно отметить неразрывную связь между состоянием души и тела, на которую указывает Христос, и вспомнить, что причащаемся мы Его Тела и Крови «во исцеление души и тела».

   Подводя итог рассуждениям, нужно отметить, что Господня воля может быть и не всегда нам понятной, и трудно принимаемой, и даже сверхъестественной, но всегда милостивой к человеку -- в это нужно верить, потому что именно в вере о благом Промысле о нас и заключается наше доверие Богу. И когда мы подходим к аналою, на котором лежит крест и Евангелие, чтобы исповедовать грехи, то верим, что Сам Господь принимает наше покаяние. Сила совершающего таинства настолько велика, что исповедь называют вторым крещением. Из-за стыда нам порой трудно произвести справедливый суд над собой, и ослабление воли здесь можно сравнить с параличом евангельского расслабленного, поэтому во время исповеди будем помнить, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9: 6), и будем сердечно каяться, чтобы дать Господу возможность помиловать нас, и исцелить, и остаться с нами в общении вечном. Аминь.