image

Проповедь епископа Златоустовского и Саткинского Петра в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, в Спасском храме г. Златоуст

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, друзья!

Сегодня, в Неделю святых отец, Церковь прославляет родственников Иисуса Христа по плоти, и в Евангельском зачале мы слышим длинное перечисление родословной Спасителя: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду…»

(Мф. 1: 2). И многие вспоминают испытанное в свое время желание быстрее пробежаться взглядом по этим строкам. Но не будем торопиться. На самом деле эта череда имен рассказывает о том, какой долгий и тяжелый путь должно было пройти человечество перед встречей со Христом. Этот список имен открывает нам судьбы людей с падениями и взлетами, минутами пугающей безысходности и настоящей духовной радости, демонстрацию явного отступления от праведности и подлинную святость. Евангелист Матфей не скрыл имена порочных родственников Спасителя, потому что видел в этом особый промысл Божий и желание Господа породниться со всем родом человеческим. Это поражает воображение и заставляет задуматься о многом. Вот что об этом сказал один из величайших проповедников современности митрополит Антоний Сурожский: «Бог рождается, становится человеком, для того, чтобы во всем быть нам подобным, чтобы понести на Себе всю тяжесть человеческой жизни, все последствия человеческого отступления от Бога, все следствия человеческой нелюбви, взаимной отчужденности и ненависти. Все горе земное ложится на Его плечи; и именно ради того, чтобы все это понести, Он становится одним из нас… Если Бог смог стать человеком, то только потому, что человек достаточно велик, чтобы так соединиться с Богом, так стать единым с Ним, чтобы вырасти в меру богочеловечества. Мы можем стать тем, каким Христос был и остается. И это откровение о человеке, может быть, самое изумительное и самое драгоценное что у нас есть для нашего времени. Человек, каким его видят неверующие, это жалкое существо; в нем может быть простор и сила, но в нем не может быть того величия, какое мы видим в человеке, который вырастает в Бога, в подобие и образ Сотворившего его. Образ человека, каким мы его мыслим, слишком велик для того чтобы уложиться в узких и жалких рамках неверия. Человек только тогда делается человеком, когда он вырастает в меру воплотившегося Слова Божия».

Мы верим, дорогие братья и сестры, что Бог стал одним из нас для того, чтобы мы всегда ощущали Его близость и Его готовность услышать нас из опыта земного существования. И этот опыт освящен и преображен Христом. В Нем мы находим путь, который приводит к радости богообщения, помогает возвышаться над обычным человеческим бытом. По слову апостола Павла, мы все с вами родственники Господа, включенные в Его большую семью через веру и таинства:

«…все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27).

И что может быть выше, чем быть своим и родным Богу, быть под Его защитой и знать, что Он всегда услышит тебя, если ты от сердца воззовешь к Нему. В эти рождественские дни мы, как никогда, ощущаем радость от пришествия в мир Господа и лучшее, что можем сделать, – это приступить к таинству Причащения, в котором, приобщаясь Святых Тела и Крови Господней, мы подтверждаем свое родство с Господом и друг с другом. От души желаю, чтобы Господь принял нас в эти дни и помог пребывать в общении с Ним и в радости духовной. Аминь.