image

Проповедь епископа Златоустовского и Саткинского Петра в Неделю 17-ю по Пятидесятнице в Серафимовском кафедральном соборе г. Златоуст 20 октября 2024 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, друзья!

    В Евангелии мы часто встречаемся с описанием чудес, в которых проявляется могущество и милость Господа к людям. Сегодня мы слышали, как Спаситель помог женщине, вдове, потерявшей единственного сына. У ворот города Наина встретились две процессии: ликующая толпа, окружавшая Иисуса Христа, и «много народа» (Лк. 7: 12), провожавшего тело умершего юноши вместе с матерью. «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7: 13-15). Совершая чудеса, Господь дал силу делать то же Своим последователям, посылая их на проповедь Евангелия и говоря: «…больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте…» (Мф. 10: 8).

    Исполнение этих слов мы видим на протяжении всей истории христианства, начиная с апостольских времен до нашего времени. Так, апостол Петр воскресил христианку Тавифу, апостол Павел воскресил отрока Евтиха, а также «на больных возлагали платки и опоясания с тела апостола Петра, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19: 12). Равноапостольная царица Елена, мать императора Константина Великого, нашла Крест Господень, от которого воскрес умерший. Преподобный Сергий Радонежский воскресил отрока, принесенного отчаявшимся отцом. В наше время на Челябинской земле мы встречаем множество случаев благодатной помощи на могиле Евдокии Чудиновской, по молитвам к которой у бесплодных родителей рождаются дети, происходят исцеления от опухолей и других болезней. Перед нами явное свидетельство непрекращающейся помощи Господа в нашем мире, которая всегда оказывается направленной на укрепление в человеке веры в Бога и Его благодатную силу, для которой не существует физических законов. И будем помнить, что воскрешение или исцеление не самодостаточны, а нужны Господу для продолжения жизни человеческой души — определяющей части нашей природы в сравнении с телом.

    Какая же душа может считаться здоровой и какой должна быть жизнь человека, в теле которого гармоничная, ничем не искажаемая душа? Святитель Феофан Затворник говорит о трех потребностях души, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек ощущал себя поистине счастливым. Во-первых, это память о Боге и Его милостивой, благой воле по отношению к человеку. Во-вторых, незаглушаемая совесть как различение доброго и дурного и стремление выбирать доброе. И в-третьих, желание быть с Господом, ощущать везде Его присутствие в мире. Другими словами, страх Божий в человеке, способность к покаянию и поиск Бога во всем. Если эти потребности души выполняются и удовлетворяются, то всегда можно увидеть плоды такой жизни — ее изменившееся качество. Так, по слову апостола Павла, в жизни человека появляются и умножаются «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22—23). 

    Так будем хранить и лечить свои души и просить у Господа в этом помощи, чтобы потом, обновленными и преображенными, радоваться красоте Божьего мира и помогать другим людям идти навстречу Господу. Аминь.